История и ритмы арабского танца  


История и стили арабского танца
-Введение-
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Танец-это рассказ,арабский танец-очень красивый рассказ,гармония чувств музыки и тела.Каждый жест и взгляд должен быть оправдан и узнаваем и понят зрителем.
Изучая средне восточный танец мы забываем или попросту не придаем значения,а порой и не знаем о происхождении танца,а зря.
Я педагог- хореограф и опираясь на свой опыт хочу сказать что информации во времена моего обучения было недостаточно.Информации собиралась по крупицам.Я Объехал много арабских стран и Российских городов и везде старался взять необходимые знания.На данный момент наступило золотое время для древнего и прекрасного искуства Белли Данс,которое впитало в себя мудрость времени и дошло до наших дней. Сегодня поток информации льется отовсюду,в интернете можно найти историю происхождения средне восточного танца,также проводятся обучающие семинары для педагогов и их учеников,выпускаются видео уроки, появилась литература в которой можно подчеркнуть нюансы и восполнить пробелы своих знаний в области танца.Многие едут в Египет для обогащения своих знаний и опыта и по возвращению стараются передать знания и новшества. Все это делается для поднятия уровня исполнителей и педагогов средне восточного танца в России.
Я хочу поделиться с Вами самым дорогим для исполнителей танца,я хочу рассказать о красоте и великолепии танца,я хочу поделиться своими знаниями
Исполняя и изучая танец Вы должны знать не только движения,но и что и о чем Вы танцуете,а в этом поможет история а также знание языка.Я надеюсь что данная информация станет для Вас полезной.
С чего все началось?
Существует много версий происхождения и предназначения танца живота.Одна из многих версий, которая существует на данное время и одобрена историками-востоковедами,которая разошлась по всему миру и открыла нам глаза на культуру столь чуждую для нас и столь же древнюю - религиозное предназначение. В ту пору на землях Среднего Востока правил культ поклонения богине матери,богине плодородия, матери-земле. У разных народностей Востока была богиня-мать,их имена нам знакомы (Изида-Египет,Иштар- Шумер,Афродита-Греция,Венера-Рим,Парвати-Индия и.т.п.).Все вышеперечисленные богини были матерями и женами , их объединяло в одно целое их предназначение и функции. Как правило , эти богини отвечали за любовь,брак,деторождение и плодородие земель, а также за урожай. Этим богиням строились храмы и святилища,где жрицы в молитвах приносили жертвоприношения.В ритуал всегда входил священный танец,где оголялся живот( живот как известно символ жизни и плодородия), этот танец был трансовой молитвой и обращением к богине,он не нес в себе сексуальных нот ,как может показаться на первый взгляд, и исполнялся в далике от посторонних глаз.
В Египте приносили жертвы богам,чтобы плодородные воды Нила разлились.Для этого выбиралась самая красивая девушка,обязательно девственница,ее раздевали и она танцевала свой последний танец в жизни .После танца девушку приносили в жертву богам кидая ее Нил.
Танец несет в себе не только историю и культуру,он несет еще и чувства (радость,страдания), которые передаются в танце.У бедуинов и берберов роды сопровождались священным, чувственным танцем. Он рассказывал о страданиях роженицы и сопровождался молитвами богине, чтобы она облегчила страдания и боль,а также танец рассказывал о появлении новой жизни.
Отсюда и пошла традиция, которая существует и в наше время - танец исполняется босиком. Почему? В древности танец действительно исполняли без обуви, т.к. считалось: исполнитель соединяется с землей- богиней-матерью , которая давала силы.Отсюда вывод: каждая женщина, исполняющая танец босиком , соединяется с матерью-землей и становится богоподобной.
На протяжении многих лет танец изменялся, менялось и смысловое исполнение и техническое, рождались новые стили и направления, танец получал новый социальный статус и изначальное предназначение и исполнение танца ушло на второй план.Но кое- что осталось и дошло до наших дней.Что это? Это чувства! В каждой стране,регионе существуют свои обычаи и танцы. В Морокко насчитывается около двух сот фольклорных танцев.Что это за танцы? Фольклорный танцы- это танец отражающий национальные особенности,обычаи,музыку,костюм,историю сообщества людей,проживающих в данной местности,районе,стране.Фольклорный танец является культурным достоянием людей проживающих в данной стране.
Стили , которые повлияли на развитие Ракс Шарки (танец Востока) ,имеют свою историю. Об этих стилях мы и расскажем!
**************************************************
-ФАРАОНИК-
**************************************************
Танец в Древнем Египте являлся большим, нежели приятным времяпрепровождением. Археологами и сейчас находят изображения Додинастического периода женских фигур, возможно Богинь или Жриц, танцующих с руками, поднятыми выше голов. Акт танца, несомненно, был важной частью ритуала и празднования в Древнем Египте. Танцевали и слушали музыку люди любого социального положения. Чернорабочие трудились в ритм песен и ударов, уличные танцовщицы развлекали прохожих. В повседневной жизни музыканты и танцовщицы были неотъемлемым атрибутом пиров и праздников.
Танцевальные труппы нанимались для выступлений на званых обедах, пирах, в жилых домах и даже в религиозных храмах. Некоторые женщины в гаремах богачей были обучены музыке и танцу.
Но в то же время ни один родовитый египтянин не принимал во внимание публичные танцы и их исполнителей. Благородные люди скорее наняли бы служащих или рабов, чтобы на пиршестве приятно развлечь себя и своих гостей.
Elizabeth «Artemis» Mourat, профессиональная танцовщица и ученый, разделила все танцы Древнего Египта на шесть видов: религиозные танцы, нерелигиозные танцы на фестивалях, танцы на пирах, танцы в гаремах, танцы в сражениях и уличные танцы. Существовали также ритуальные танцы, необходимые для благополучного завершения религиозных и погребальных обрядов.
Так, Танцовщицы Muu в клетчатых юбках и коронах из тростника танцевали рядом с похоронными процессиями. С появлением культа Wasir ((Осирис) Osiris в Греции) танец стал ключевым элементом фестивалей, проводившихся для Него и Его сестры-жены – Асет (Aset) ((Исис) Isis в греке). Эти фестивали проходили в течение всего года. Танцевали также на фестивалях, посвященных Апису (Apis). Акт танца был неотделим от музыки: на изображениях танца в гробницах фараонов и храмах неизменно присутствуют танцовщицы или сопровождаемые группой музыкантов, или играющие на кастаньетах или колокольчиках в поддержку ритма. Забавно, но между древним танцем и сегодняшней акробатикой с виду мало различий: многие танцовщицы изображены на росписях и рельефах гробниц
и храмов в спортивных позах, таких как колесо телеги, стойка на кистях и мостик. Детальное изучение изображений танцовщиц показало, что художники часто копировали ряд различных шагов в некоторых танцах, и кое-какие из этих танцев даже были восстановлены. Движения египетских танцев получали названия тех движений, которым подражали танцоры. Например, существовали «продвижение вперед животного», «добыча золота» и «удачный захват лодки». На древних египетских изображениях мужчин и женщин никогда нет вместе, а наиболее распространены
изображения групп танцовщиц, выступающих в паре,Этот стиль относится к религиозному танцу,в котором воспевают богов на оргонизованных для них праздниках.
Технически название «танец фараонов» обозначает «танцевальный стиль, в котором танцевали во времена египетских фараонов». Большинство танцовщиц, использующих этот термин, опираются на современные мнения о культуре древнего Египта, многие из которых не обоснованы никакими исследованиями. Другими словами, почти все их танцы – порождения двадцатого и двадцать первого века, выросшие из ориенталистского искусства, литературного движения позапрошлого столетия и юного танца модерн. Обычно танцы фараонов исполняются под музыку New Age, танцовщицей
или труппой в нарядах, созданных благодаря изучению рисунков на стенках гробниц. Многие из таких танцев включают в себя позы с разогнутыми параллельными полу ладонями и иногда свечами на них. Такие позы не обоснованы историческими исследованиями, но в силу того, что западный зритель воспитан на позировании танцоров раннего модерна и ждет чего-нибудь похожего, исполнительницы часто включают их в танец, чтобы обеспечить зрителю удобство восприятия.
**************************************************
-ГАРЕМНЫЙ ТАНЕЦ-
**************************************************
Танец женщин живущих в домах состоятельных граждан.Гаремы были распространены по всему Востоку и представляли собой сообщество женщин живущих в неволе. Как правило женщин для гаремов продавали на невольничьих рынках,после войн и набегов.В гаремах жили как наложницы так и законные жены хозяина,которые вели внутреннюю политику правления гарема.Жизнь женщин в гареме была обыденная и скучна,а порой опасна,каждая женщина боролась,за власть и за право быть необходимой и любимой хозяином.
При гаремах существовал так называемый институт, где девушки изучали языки,обучались манерам и обычаям данной страны,также неотъемлемой частью обучения являлось искусство.Педагоги института тщательно и добросовестно преподносили эту науку открывая таланты и способности своих учениц.Девушек учили музыке,пению,танцу,поэзии.Все это помогало девушкам привлечь внимания хозяина к себе,но удержать это внимание было не просто и опасно.Девушке было мало знаний который давал институт,помимо этого она должна обладать природной красотой и проницательным умом, чтобы выжить в стенах гарема.
Гаремный танец -танец женщины или женщин для своего господина или для собственного развлечения.Этот танец дошел и до наших дней как танец живота но более ленивый и томный.
Особенностью данного танца является истома и грация в каждом движении .Руки очень мягкие,арабески делаются не с прямым корпусом, а с наклонам,никакой агрессии не просматривается,все движения говорят о сексуальности,но не вульгарности.
Гаремный стиль стал социальной ячейкой в развитии танца,но этот стиль небыл публичный он жил в стенах гарема,впитывая новые элементы собранных со всего света девушек.
К гаремным танцам относятся-Шаамадан,танец семи покров,танец с мечем.
***************************************************
-ГАВАЗИ-
**************************************************
Означает -чужой, иностранец
Гавази-кочующий табор цыганей,пришедший в Верхний Египет из Сирии ,когда в состав страны входили:Ливия и Иордания.
Вторая версия появления гавази в Египте: гавази по происхождению были индийскими цыганами , ведущими кочевой образ жизни,который со временем перебрался в Египет.
Многие уверены,что танец живота произошел от времен фараонов,может быть,но упоминание о гавази содержат Египетские хроники в фресках с их танцами,до появления фараонов.Многие считают что современный Ракс Шарки взял корни со времен Гавази,но кто такие Гавази и какое отношение они имели к танцу?
Гавази являлись профессиональными артистами в широком понимании этого слова (музыканты,певцы,а также танцовщицы).Гавази говорили на том же языке , что и египтяне, хотя египтянами не считались.Внешне гавази отличались от египтян.Женщины гавази славились своей красотой среди коренного населения Египта. Гавази постоянно перемещались из города в город,из селения в селение,где давали представления на рынках и площадях. Гавази были самыми известными танцовщицами в Египте, без них не обходилось любое крупное мероприятие. Гавази приглашались на свадьбы и на торжества в честь дня рождения.В середине 19 века гавази были изгнаны с территории Египта из -за конфликта на почве религии. Женщины гавази отказывались скрывать лица под платком,хотя гавази , как и египтяне, исповедовали ислам.
Гавази оставили земли Египта, но танец остался. Многие движения и атрибуты танца используются и в наши дни в Ракс Шарки, а также гавази существуют как отдельный стиль народного танца.
Музыка - медленный ритм саиди, о саиди Вы узнаете позже.
Костюм- свободные шаровары,приталенный кафтан, головной убор или косынка( а-ля колхозница),набедренный шарф или косынка с монистами.В танце могут использоваться бубен или сагаты.
Гавази-социальный,городской танец,по истории ,Гавази стали первые кто стал использовать элементы Ракс Шарки в своем танце на то время.
**************************************************
-КАВАЛИ-
**************************************************
После изгнания гавази из Египта, появляются новые артисты а точнее юноши Ковали.Коваль- дословно означает женоподобный,женственный.Юноши ковали были профессиональными артистами ,они также как и гавази умели петь играть на музыкальных инструментах и танцевать.Танцоры каваль существовали длительное время их приглашали на праздники и торжества когда танцовщицы были неуместны для данного мероприятия.После изгнания из Египта гавази численность и статус кавали возрос очень быстро. Кавали приглашались всегда и на любое мероприятие заменяя гавази.По технике и манере исполнения кавали мало отличались от гавази,а если сказать точнее ковали полностью переняли манеру,технику и стиль гавази.Таким образом юноши кавали становятся последователями и носителями культуры изгнанных гавази.
В повседневной жизни юноши мало отличались от женщин,они носили женскую одежду и скрывали лица под хиджабом.
**************************************************
-БАЛАИ-
**************************************************
Означает- моя родина,мой город,моя деревня.
Это еще один стиль народного городского танца восточной культуры,повлиявший на развитие Ракс Шарки.
Балади танцевали по городам и деревням всего Египта. Танцевали в основном женщины для женщин. В танце Балади примитивные движения рук, определенной системы не просматривалось. В основном танец исполнялся на одном месте и на полной стопе, но уже тогда пошло разделение верхней части корпуса и нижней. Танец состоял из четко поставленного корпуса и движений бедер( удары,тряски).
Костюм -галабея с воротом, платок повязанный на бедрах, на голове повязка или платок.
Музыка - насыщенная и порой завораживающая,как правило в этом стиле Вы услышите соло аккордеона, соло табла и сам ритм балади(DD-TD-T)- дум дум - тек дум - тек, это пяти частный ритм имеющий три глухих акцента(D)-дум и два акцентированных удара (Т)-тек.
Танец широко используется по всему миру, как неотъемлемый номер в программе профессиональных исполнителей.
На протяжении многих лет балади менялись и мы наблюдаем,что этот стиль стал похож на современный Ракс Шарки.Танец становится более хореографичным,более чувственным.
Можно ли считать народный стиль балади классическим Ракс Шарки? На этот вопрос ответил Махмуд Реда-педагог- постановщик . руководитель ансамбля "Реда групп",директор каирского института культуры, который объединил эти два направления в одно. Все зависит от костюма: если исполнитель танцует в галабее, то это без сомнений идет как народный стиль,а если костюм "бедлех"(Юбка,пояс, лиф) то это расценивается как Ракс Шарки,при этом без изменения музыки и ритма. В танце балади возможно использование сагат и тархи( шаль).


Ритмы арабского танца
-Ритмы средне восточного танца-

Для начала посмотрим на основные звуки и их обозначения-
D-Дум-это глухой акцентированный звук
T-Тек-является акцентированным звуком
t-те-чистый,высокий не акцентированный звук
k-ка-высокий не акцентированный звук,часто слышен в паре со звуком t,немного выше по звучанию предыдущего ритма t.
S-Слап-глухой,низкий,акцентированный звук .Знаком (-) обозначены паузы между звуками.
В этом разделе имеются все самые распространенные ритмы арабского танца.
Цифрами указаны музыкальные доли например:максум 4/8,то есть ритм звучит на четыре счёта (первая цифра) из восьми возможных счетов музыкального отрезка( вторая цифра),Таким образом в музыкальный отрезок ,состоящий из восьми счетов ,вмещается два ритма максум, который имеет четыре счета в музыкальном отрезке.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Максум-4/8

Базовый-DT-TD-T

Наполненный-DT-kkT-DkkT-kk

Акцентированный-DS-tkS-DtkS-tk

Идущий-DT-kT-D-kt

Идущий с мостиком-DT-kT-DkT-tk

Балади-4/8

Базовый-DD-TD-T

Наполненный-DD-tkT-DtkT-tk

Египетский классический-DD-TS-DTS-tk

Саиди-4/8

Базовый-DT-DD-T

Наполненный-DTtk-DDtkt-tk

Дарш-6/8 или 3/4

Базовый-D-ktk-DT

Обычный-D-TT-DT

Наполненный-D-tkT-DT

Синкопированный-D-TT-DT-k

Алжирский-DD-TT

Масмуди-8/8

Базовый-DD-D-Короткий

DDD-Dдлинный

Наполненный-DDtktkT-tkD-tktkT-TktkT-tk

Чифтетели-8/8

Базовый-D-TT-ТТ-DDT

Наполненный-D-tkT-T-tkD-T-tkD-D-TktkT


Карсилама или Кашлома9/8

Базовый-DTD-TTT

Наполненный-D-kkT-kkD-kkT-T-T

Вариация-D-tkT-tkD-tktkT-T

Аюб или Зар-2/4

Базовый-D-kDT

Вариация-D-kkD-S

Наполненный-DktkDtkt


Байю-2/4

Базовый-D-DD-T

Вариация-DkDD-S

Сауди,Халиги,Халиджи-4/8

DD-T

Мальфуф или Ляф 2/4

Базовый-D-TT

Наполненный-DkkTkkTk

Синкопированный-D-kT-kT


Эль Заффа или Заффу -4/8

D-TTTT-D-TТ


Методика
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучая ритмы проговаривайте их в слух,это поможет запомнить ритм,далее найдите этот ритм в музыкальном произведении.
Изучайте ритмы поочередно, один за другим ,не стоит учить несколько ритмов одновременно,можно запутаться и в результате материал заучить неверно.
Уделяйте ритмам двадцать тридцать минут в день(меняйте музыкальное произведение)
После того как Вы ознакомились с ритмами,рекомендую заняться самопроверкой-возьмите диск с арабской музыкой и прослушивая его пропишите на листике каждый трек и ритм соответствующий данному треку,если вы затрудняетесь в каком либо ритме поставьте знак вопроса на против трека,а потом еще раз повторите ритм который вызвал у Вас сомнения.
Я надеюсь что Вы разобрались с ритмом,но на этом нельзя останавливаться,ведь для Вас открываются двери древнего и прекрасного искуства средне восточного танца.
___________________________________________________________


Сагаты и их ритмы
-История -

Сагат с арабского металл . Сагаты -это маленькие металлические литавры которые музыкант а за частую и танцовщица одевает на большой и средний палец и в процессе танца аккомпанируют себе.
Средне восточный танец часто сопровождался игрой сагат,еще со времен гавази,сагаты использовались как музыкальное сопровождение танца.Сагаты неотъемлемая часть средне восточного танца,танцовщица должна была не только виртуозно владеть своим телом но и уметь петь и играть на музыкальных инструментах,одним из которых являются сагаты. Все выше перечисленные навыки говорили о профессионализме исполнительницы,а также влияли на ее гонорар и востребованность.
Сагаты-очень древний музыкальный инструмент который имеет аналоги во многих странах(Россия-ложки,Испания- кастаньеты).Предназначение не менялось-культовые обряды и танец но менялись материалы из которого изготавливали сагаты,дерево,слоновая кость и теперь дойдя до наших дней обретя свою культуру, свою историю сагаты предстали перед нами в новой более современной форме из латуни.
В современном Белли Данс сагаты используют в народном и классическом исполнении танцев(Белли Данс, Балади).Как правило танцовщица должна менять ритмы сагат,чтобы не показаться однообразной,а также знать ритмы арабского танца которые диктуют танцовщице темп и ритм.Игра на сагатах требует внимания к музыкальной и ритмической теме,это не легко,но что дается просто?Сагаты станут для Вас новым этапом развития,имейте терпение и трудолюбие, всему свое время.
В этом разделе имеются основные ритмы сагат и их вариации.
Рассмотрим основные удары,звуки и ритмы сагат.Существуют открытый удар,закрытый удар и удар краешками
Существует обозначение ритмов и для превшей и для левшей
Удары-
D-дум-глухой акцентированный удар
T-тек-акцентированный удар
t-те-чистый неакцентированный удар
k-ка-чистый неакцентированный удар
S-слап-глухой,низкий,акцентированный удар.
Знаком (-) обозначена пауза между ударами.
Существует правело для правшей и левшей, которые должны соответствовать удару нужных сагат в руке.Ознокомьтесь с ними и постарайтесь запомнить обозначения для нужной Вам руки.

Правша
Правая рука -D- T- t
Левая рука-k
Одновременно две руки-S

Левша
Левая рука-D- T- t
Правая рука -k
Одновременно две руки-S
Триада или Галоп
Базовый-tkT-tkT-tkT-tkT
Вариация -D-tkt-D-tkt
-D -tkt tkt tkt-эта вариация хорошо ложиться на ритм максум

Связка -D-tkt-D-tkt
-D -tkt tkt tkt-
-D-tkt-D-tkt
tk tk tk tk -tk tk tkt (или tkt tkt tkt tkt)

Балади-DD-tkt-D tkT
DD-tkt-D tkT tk-пробуйте чередовать эти два ритма

Связка--DD-tkt-D tkT
DD-tkt-D tkT tk
DD-tkt-D tkT
tk tk tk tk -tk tk tkt (или tkt tkt tkt tkt)
Связка-DD-tkt-D tkT
DD-tkt-D tkT tk
DD-tkt-D tkT
tkt tkt tk tk tk tk ( или tk tk tk tk tkt tkt )

Пирамида-1
играется каждая строчка на четыре счета.
-на первый счет играем -tkt- счета со второго по четвертый-пауза.
на первые два счета играем-tkt tkt- с третьего по четвертый-пауза
на первые три счета играем- tkt tkt tkt- четвертый счет пауза
играем на первые четыре счета-tkt tkt tkt tkt
Таким образом выстроилась пирамида из триад.
tkt __ 2 __ 3 __4
tkt tkt __3 __4
tkt tkt tkt ___4
tkt tkt tkt tkt

Пирамида-2
Здесь каждая строчка проигрывается на четыре счета
D-D-D-tkt
D-D-tkt tkt
D-tkt tkt tkt
tkt tkt tkt tkt
Четверти
Это удары tktk на один музыкальный счет. Рассмотрим вориации этого ритма.

1)Восьмерки-(8)-играем-tk tk tk tk -tk tk tk tk -данная вариация играется как на четыре так и на восемь счетов без паузы

Пирамида 1
D-D-D tk tk
D-D tk tk tk tk
D tk tk tk tk tk tk
tk tk tk tk -tk tk tk tk

Пирамида 2 (смешанная)
_ 1_ 2_3 -tkt
_1 _2 tk tk tk tk
_1- tkt tkt tkt
tk tk tk tk -tk tk tk tk

Пирамида 3 (смешанная)
D-D-D-tkt
D-D tk tk tkt
D tk tk tk tk tkt
tk tk tk tk -tk tk tkt

2)-(3-7-3)-tkT tk tk tkT tkT

3)-(3-5-5)-tkT-tk tkT tk tkT

4)-(7)-tk tk tkT tk tk tkT - феллахи

5)-(15 по кругу)-tk tk tk tk tk tk tkT

6)-(3-3-7)-tkT tkT tk tk tkT

8)(5-5-13)-tk tk T tk tk T tk tk tk tk tk tk T

9)(3-5-1-3)-tkT tk tkT T tkT

10) -tk D-S-S D-tkT


Методика
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во время игры на сагатах проговаривайте в слух ритм который Вы учите и играете, это способствует запоминанию и лучшему восприятию ритма
Учите по немного,большое количество информации как показывает практика не усваивается.(Начните с малого одного двух ритмов Вам будет предостаточно на несколько недель)
Занимайтесь регулярно по пятнадцать двадцать минут в день каждым ритмом.
После освоения ритма начинается самое сложное-соединение ритма и музыкального сопровождения.
Для начала практикуйтесь в среднем ритме максум эта задача будет более простой для Вас.
После того как ритм сагат соединился с музыкой пробуйте соединять игру на сагатах с базовыми элементами и проходками ,а далее с элементарными связками.
Работайте по этой схеме над каждым ритмом ,в последствии чего старайтесь менять ритмы игры (для начала двух, трех достаточно)
По мере роста Ваших навыков ,элементы танца должны усложняться ,как и разнообразие ритмов игры на сагатах .
_____________________________________________________________________


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
главная


 
Hosted by uCoz